Часто задаваемые вопросы
Вопрос: "Можно ли зачислить ребенка в дошкольную образовательную организацию, не имея постоянной регистрации по месту расположения дошкольной образовательной организации?"
Ответ: В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43 Конституции Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016)).
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня по месту проживания ребенка.
В нормативных правовых актах федерального уровня не установлено ограничений на прием детей в дошкольные образовательные организации по причине отсутствия у ребенка или его родителей (законных представителей) постоянной регистрации по месту расположения указанной дошкольной образовательной организации.
Вопрос: "До какого возраста возможно обучение по программам дошкольного образования?"
Ответ: Пунктом 1.4 примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования (далее – Договор об образовании), утвержденной приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2014 г., регистрационный № 31757), установлено наличие в Договоре об образовании графы, содержащей информацию о сроке освоения образовательной программы (продолжительности обучения) на момент подписания настоящего Договора.
Договор может быть продлен по согласованию сторон. В этой связи вопрос продления получения дошкольного образования Вашим ребенком целесообразно решать с администрацией и учредителем детского сада.
Вопрос: "Можно ли детям приносить в детский сад свои игрушки?"
Ответ: Детям разрешается приносить с собой свои игрушки, но в данной ситуации родители должны понимать, что в группе одновременно находится много детей, которые возможно захотят тоже поиграть с этой игрушкой. Если Ваш ребёнок будет готов поделиться своей игрушкой с другими детьми, то стоит разрешить ему принести игрушку в детский сад. В противном случае стоит предложить ребёнку играть с ней дома. Если игрушка дорогая, то стоит учесть, что воспитатель, помощник воспитателя и администрация детского сада не несут материальной ответственности.
Вопрос: "Нужно ли детям, посещающим детский сад, ходить на подготовку в школу?"
Ответ: Ребенку, который посещает детский сад, не стоит ходить на подготовку в школу. В образовательной программе дошкольного образования предусмотрена работа по подготовке детей к школе, которая соответствует требованиям общеобразовательного учреждения.
Вопрос: "Почему в детском саду не обучают детей письму?"
Ответ: Педагоги начальной школы всегда учили и будут учить детей писать и читать в 1-ом классе – это их обязанность, к тому же всему надо учить в свое время. Воспитатели детских садов не всегда знакомы с тонкостями подготовки, возрастными особенностями, и могут лишь навредить ребенку. Ведь не случайно в нормативных документах написано, что в 1-ый класс принимаются дети шести с половиной или семи лет. Именно в этом возрасте дозревают отделы головного мозга, отвечающие за чтение и письмо. Родители часто не понимают: раннее обучение письму или знание географии не обеспечат их чаду лучшую успеваемость. Вместо того чтобы обучать письму, необходимо развивать мелкую моторику: ребенок должен уметь уверенно складывать лист бумаги, раскрашивать рисунки, не заходя за контур, лепить крупные и мелкие детали из пластилина, штриховать. Это позволит ему в дальнейшем научиться писать без особых проблем.
Вопрос: "Всегда ли детей выводят на прогулку? По каким причинам могут не выйти гулять?"
Ответ: Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 — 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 — 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с.
Вопрос: "Наш сын - левша. В этом году он пойдет в первый класс. В наше время тех, кто писал левой рукой, переучивали. Сейчас этого не делают. Почему? И есть ли какие-то отличия между правшами и левшами?"
• Занятия по развитию навыков чтения, письма счета лучше начинать еще до школы, это позволит ребенку прийти в школу уже подготовленным. В первом классе это облегчит ему усвоение программы, он будет чувствовать себя более успешным, что создаст благоприятный эмоциональный настрой и поможет адаптироваться к новым условиям. Но важно, чтобы ребенок не был перегружен, занятия с дошкольником должны проводиться в игровой форме.
• Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается с другими детьми, достаточно ли у него контактов, может ли он без стеснения выступить перед другими, умеет ли решать конфликтные ситуации со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Дети, не имеющие достаточного опыта общения до школы, при поступлении в первый класс могут испытывать трудности в налаживании отношений с одноклассниками, что непременно скажется и на учебе.
• К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано точное представление о том, что ему предстоит. Ориентируйте ребенка на то, что школа — это новый, интересный, увлекательный и важный этап в его жизни. Вместе поиграйте в школу, посмотрите детские фильмы про школьников, почитайте и обсудите рассказы о школьной жизни. Чтобы создать позитивный настрой перед учебой, вместе с ребенком выберите красивые школьные принадлежности.
• Не забудьте о том, что будущему первокласснику важно иметь навыки регуляции своего поведения — умения выполнять инструкции, работать в группе, чередовать отдых с делом. Если ребенок недостаточно самостоятелен, привык к безграничному вниманию только к нему одному, его тоже ждут серьезные испытания. Обратите внимание на развитие навыков управления поведением еще до школы.
В первое время в школе для ребенка особенно важны ваша поддержка и заинтересованность. Больше хвалите его за успехи и прилежание, старайтесь по возможности избежать наказаний за неудачи. Лучше подбодрите ребенка, объясните ему сложное задание, помогите найти решение проблемы. Не ждите, что ваш первоклассник сразу начнет получать одни пятерки.